ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Каменский городской округ


Разъяснения законодательства по вопросам основных гарантий избирательных прав граждан

Кто вправе проголосовать на дому.

По общему правилу голосование на выборах осуществляется в помещениях для голосования, оборудованных кабинами для тайного голосования (ст.61 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В силу ч.1 ст.66 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые включены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Голосование на дому может быть проведено только в день голосования и на основании письменного заявления или устного обращения избирателя о таком порядке голосования. Такое заявление подается в течение 10 дней до дня выборов, но не позднее 6 часов до окончания времени голосования, с указанием адреса места жительства избирателя и причин, препятствующих его присутствию в помещениях для голосования. Все подобные заявления регистрируются в специальном реестре и хранятся вместе со списком избирателей.

При рассмотрении заявления избирателя участковая комиссия вправе признать причину неявки неуважительной, о чем незамедлительно известить избирателя.

Голосование на дому проводится членами участковой комиссии с соблюдением требований, предусмотренных в статье 64 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с использованием специальных переносных ящиков для голосования.

Новое законодательное ограничение пассивного избирательного права.

Федеральным законом от 04.06.2021 г. № 157-ФЗ внесены изменения в статью 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно внесенным изменениям не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации. Также лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны депутатами Государственной Думы до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Изменения вступили в силу с 4 июня 2021 года.

Ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Как показывает практика, в ходе любой избирательной кампании неизбежны нарушения, которые связаны как с недостатками организации работы, так и в ряде случаев с умышленными противоправными действиями. Наиболее часто в рассматриваемой ситуации наступает административная ответственность, но в ряде случаев нарушителям грозит и уголовное наказание.

Самыми распространенными правонарушениями, за которые предусмотрены штрафы до 500 тыс. руб., по статистике являются:

- нарушение порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, агитационных материалов, в том числе в сети Интернет (например, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов в течение 5 дней до дня голосования либо в день голосования; нарушение правил выделения бесплатного эфирного времени или печатной площади; оказание редакцией предпочтения кандидату путем изменения тиража и периодичности выхода издания);

- подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

При этом законодательством предусмотрена уголовная ответственность с наказанием вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет за преступления:

- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 Уголовного кодекса РФ);

- нарушение порядка финансирования избирательной кампании (ст. 141.1 Уголовного кодекса РФ);

- фальсификацию избирательных документов, итогов голосования (ст.ст. 142 и 142.1 Уголовного кодекса РФ);

- незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня (ст. 142.2 Уголовного кодекса РФ).